Пятница
28 апреля 2017

Сейчас на сайте 34 человека


Лежебока кафе
Блог Интервью

Неизвестные факты об известной профессии: художник

Маркус Майер — современный немецкий художник — экспериментатор. Он не пишет портреты, пейзажи или натюрморты. Его творчество не имеет отношения к основам академического рисунка. Он работает с цветовыми пятнами. Эксперимент с цветом лежит в основе творчества Маркуса. Есть у него и ещё один художественный «трюк» — изображать то, как звучит слово, а не то, что оно обозначает. (Такую живопись называют контемплативной). Маркус поделился с нами секретами своей профессии.

Многие думают, что художники ленивы. Это не так. Я встаю в 6 утра. Рисую, пообедаю — снова к холсту. Я провожу за живописью по 12—14 часов в день. На создание каждой работы уходит около трех недель.
У меня есть картонка. Если я буду на ней рисовать, то через несколько минут на ней появится что-то, что можно будет увидеть. С тем, что я увижу, можно начинать бессловесно говорить. По ходу такой беседы у меня рождаются движения краски по картону — это движения чувства, а не техничные мазки кисти. Эти движение должны соответствовать тому, что есть у меня в душе. Но если я скажу: «Ах, это просто картонка. С картонкой нельзя говорить», — тогда ничего не получится. Это все равно, что сидеть на уроке в школе и не обращать внимания на слова учителя.
Когда я рисую, я думаю только о картине. Это значит, что я вовсе не думаю. Совсем не думать — это моё профессиональное качество. Этой профессии я учился годы. Если бы я хотел рассказать человеку что-то важное, я бы прочитал ему лекцию.
Если бы я хотел рассказать ему очень много чего-то важного, я бы написал книжку. Так что если вы хотите что-то понять, слушайте лекции и читайте книги. Искусство вовсе не для того, чтобы здесь кто-то что-то понял. Вы спросите, зачем тогда искусство? Отвечаю: для того, чтобы пережить или почувствовать то, что человек видит и слышит в работе. А что вы там видите и слышите? На эти вопросы нет правильного ответа. И не должно быть. Смотрите и слушайте!
Вы можете начинать рассматривать картинку с нижнего левого угла, попробовать запомнить, что увидели, затем двигаться по полотну дальше — вправо или влево, и так изучать холст до тех пор, пока не выучите наизусть. Только после этого вы можете честно смотреть на полотно и искать то, что вы там видите. Представьте, что вы рисовали эту картину и решили остановиться именно в тот момент, что и художник. Тогда работа станет, словно ваш ребенок.Вы начнете внутренне переживать картину. И уже сами решите, что перед вами: произведение искусства или нет. Правда, тут придут три профессора, которые начнут вам что-то рассказывать про эту картину. Вы можете им смело сказать: «Извините, я тут переживаю сам, мне ваши теории не нужны».
Художником может стать любой. Все зависит от человека. Чтобы стать художником, человек, во-первых, должен быть открытым. Во-вторых, у него должно быть желание чему-то научиться. И, в-третьих, он должен любить игру в широком смысле этого слова. Любой настоящий ребёнок — художник. И понятно, что настоящий ребенок, это не тот, что сидит у телевизора или за компьютером целыми днями. А тот, что не хочет есть, не хочет спать, а хочет играть.
Художественное образование для живописца не обязательно, так как художник самостоятельно образовывается с годами, оттачивая свое мастерство. Чем больше живописец работает над собой, тем лучше полотна выходят из-под его кисти. Что касается академического художественного образования, то этого для творчества уж точно не надо.
Творчество художника абсолютно свободно. Что я подразумеваю под свободой? Вы свободны, если делаете то, что действительно хотите. Например, если вы говорите: «Я должен работать», значит, вы несвободный человек; если: «Я хочу работать», — то вы действительно свободны.
Каждый художник вырабатывает для себя те законы и ограничения, в которых он чувствует себя свободно. Например, мой свободный закон — следовать в живописи тому, что слышу. Я не должен этого делать. Но я это всегда внутренне соблюдаю это правило.
Не бывает плохих и хороших художников. Есть художник, и есть не художник. Если человек — художник, то он всегда хороший. Если перед вами не художник, то довольно невежливо сказать человеку: «Извините. Вы не художник». В такой ситуации лучше промолчать, чем обидеть человека. Если он живет в иллюзиях о том, что он художник, то может и дальше в них жить, сколько пожелает.
Искусство — это не что-то из серии: «Я вот сейчас тут быстро вам нарисую». Мне абсолютно не интересно, покупают мои картинки или нет. Иначе творчество превращается в проституцию. Искусство — это постоянное преодоление самого себя, это постоянная конфронтация с собой.
При создании полотна самое сложное — доверять самому себе. Академический рисунок учит доверять пространственным законам, перспективе, черчению. Так что в реалистической живописи вам всегда есть, на что опереться. Но академический рисунок никогда не научит доверять тому, что у вас внутри. Как научиться доверять себе? Для этого прежде всего нужно научиться доверять другому человеку. Например, своему учителю. И неважно, каким он будет, хорошим или плохим. Главное, научиться не критиковать его. Только после этого ты начинаешь доверять своей личной живописи. То есть, у тебя нет желания сделать свой рисунок лучше, чем он есть.
Понять, когда работа закончена, очень легко. В этот момент картинка говорит мне: «Маркус, ты что, не видишь?! Я уже закончена. Хватит. Положи кисть!» Если же я сам не слышу свою работу, значит, я делаю что-то не так.
Идеал каждого человека — в нем самом. Поэтому для меня важно, чтобы студенты, которым я преподаю живопись, пришли к себе, а не ко мне. Я пробую сделать так, чтобы каждый из них сказал: «Спасибо, Маркус, за все. Ты нам больше не нужен». И чем быстрее это произойдет, тем лучше.
Каждая картина становится для меня творческим кризисом. Первые секунды я рисую и радуюсь новым возможностям. Но тут же наступает критический момент, ко мне приходят мысли: «Почему я это начал? Я никогда не закончу эту работу…» И когда я все-таки заканчивают работу, я этому так радуюсь, что тут же, дурак, начинаю следующую. И все повторяется заново.
Если ни один критик не может дать оценку твоему творчеству, тогда, наверное, ты художник.


Автор: Елена Сахарова

Фото: Олег Токмаков

ответственный1 сентября 2009, 16:345157 просмотровДобавить комментарий



Поделиться:

очень созвучно! спасибо!

Вероника4 апреля 2012, 11:43Ответить





Работаем для вас с 2006 года
А помогает нам в этом Гринбраун